Перейти к содержанию
bbh_blocked_dnftl

Пионер и скамейка(почти радиотехническая история)


Hardsamson

Рекомендуемые сообщения

Эта история произошла давным-давно на просторах  исчезнувшей  некогда высокоразвитой цивилизации.  Когда мы были молодыми, один из моих лучших друзей, будучи уже женатым и имея маленькую дочку,  был призван на два года на службу в ряды Советской Армии. А поскольку он был с высшим образованием,  закончил КИИГА (Киевский институт инженеров гражданской авиации), то на военной кафедре вышеозначенного института получил  соответствующую подготовку и  воинское звание лейтенант-инженер Военно-Воздушных Сил СССР. Поэтому служить поехал не простым солдатиком,  а  целым офицером. Назначение он получил  на черноморское побережье Кавказа в абхазский город-курорт Гудаута  в  авиаполк, где на вооружении стояли новейшие по тем временам самолёты Су-27. Хотя  городок и курортный был, но служба есть служба, дружок мой из ТЭЧи (Технико-Эксплуатационная Часть - подразделение, где ремонтировали и готовили к полётам аэропланы) не вылазил сутками, море видел изредка, и в основном занимался своими прямыми служебными обязанностями – ремонтом самолётов. В свою очередь у моего друга был сослуживец  коллега-техник,  с которым и случилась  эта история.

                 Как говорится,  не хлебом единым  живём,  у офицеров   появились какие-то контакты с местным населением (вино, чача, арбузы, виноград).  Некоторые местные работали на аэродроме по найму, в основном в столовой, и иногда проявляли интерес к тем ревущим  летающим зверям,  которые так были не похожи на привычных  для них  орлов,  овец, и лошадей. И вот один знакомый абхаз попросил нашего техника показать ему вблизи этот самый «ревуший звэр». Какие проблемы,   самолет как раз стоял перед ТЭЧевским ангаром, время было обеденное, все начальство разошлось по домам на прием пищи и послеобеденную сиесту, так что время было самое подходящее  для экскурсии. Техник подкатил к самолёту стремянку, ведь кабина на «Сушке» находится  примерно на уровне второго этажа,   на всякий случай проверил отключен ли аккумулятор от бортсети  самолёта и пригласил гордого кавказца подняться по лесенке к кабине Су-27. Тот,  осторожно, перебирая руками поручни стремянки, начал карабкаться наверх. После того как уроженец гор достиг уровня кабины, а  фонарь был демонтирован ( вскоре станет ясно почему) его взгляду открылось что-то фантастическое,   волшебное и непонятное. Он только чмокал языком и повторял какую-то фразу на своём гортанном языке. Огромное количество циферблатов, стрелочек, рычажков и ручек очень впечатлили нашего абхаза. Осторожно потрогал кнюппели(мини-джойстики) на ручке управления. Пощелкал ногтем по экрану ИПВ (индикатора прямого видения – монитора по-простому). Потом наступила длительная пауза,   экскурсант встрепенулся  и  изрек одно короткое слово:                                              

- Гдэ!?

Через несколько секунд вопрос был повторён:

 - Гдэ, я вас спирашиваю?

Авиатор  стоял внизу,  держал стремянку, чтобы  экскурсант не грохнулся, и, естественно, не видел того,  что открылось взгляду гордого горца.

 Что «Гдэ»?  - изумился технарь.

- Гдэ эта?

 - Что эта?

 - Ну эта, гдэ?

Тут  бы впору военному  сказать  « Мой твоя не понимай?»,  но тут горец изрек следующую фразу:

- Гдэ эта скамэйка?!!

Какая скамэйка  может быть в кабине истребителя, подумал техник,  может механики оставили какую нибудь  свою приспособу в самолёте? 

Но товарищ не унимался и повторял как мантру  – Скамэйка гдэ?!

Тогда  технарь заставил его слезть на землю и сам поднялся к кабине. И тут его разобрал дикий хохот.                                                                                                                                                                        Кавказец возмутился  – Ти чего так гиромко симеёсся?

Оказалось,  что на самолёте проводились регламентные работы,   для каких-то целей было демонтировано катапультируемое кресло лётчика К36ДМ (одно из лучших  в Советском Союзе, кстати, спасшее не одну жизнь), а заодно для удобства извлечения кресла было снято верхнее остекление кабины. И горец  вместо «скамэйки» увидел пустое место со свисающими шлангами и кабелями. Ну и тут душа экскурсанта возмутилась. Ведь даже на родных ему бричках и двуколках всегда была скамейка для  извозчика, а тут такое неуважение к фурману – даже сено не постелили. Неудовлетворенный  экскурсант, кряхтя и причмокивая языком,  слез по стремянке и потом еще долго возмущался отсутствием скамэйки на такой серьёзной штуковине. Вот так выглядит эта «скамэйка»,  катапультируемое кресло  К36ДМ:

 

Кресло_K-36DM.jpg

 

Но причем здесь пионер? Продолжение истории было на следующий день. В те далёкие времена было принято организовывать всевозможные экскурсии из пионерских лагерей, которых в Гудауте было не мало (курортный городок ведь),  на предприятия к шефам. Авиаполк тоже был не исключение из этих правил,   и  периодически на территории части появлялись стайки неугомонных ребятишек, которым было очень интересно посмотреть и даже потрогать взаправдашние военные самолёты. И вот, на следующий день,  к ТЭЧи подошла очередная компания «весёлых и нахордчивых» в коротких штанишках. Наш техник показывал и рассказывал им про авиацию возле той же Сушки  без катапультируемого кресла. Один очень любознательный парнишка лет 10-11ти упросил дяденьку поднять его наверх. Воспитатель разрешил, и с соблюдением всех мер предосторожности техник самолёта водрузил пионера на центроплан «Сушки». Парень сразу увидел отсутствие кресла, его это не удивило, он только спросил –  что кресло на ремонте? Технарь утвердительно кивнул. Но следующий вопрос поверг в шок нашего  товарища.

-Дядя, а это РЭБовская антенна? Спросил малыш, тыча пальцем в одну из антенн совершенно секретной в то время станции радиоэлектронной борьбы  «Сорбция»,  которые были хорошо видны стоящим на холке самолёта наблюдателям. Ошарашенный техник даже не знал, что  и ответить подростку, а из пионера  вопросы посыпались как из рога изобилия – А на каких частотах она работает? , А как часто её включают? , и тд. Мой товарищ невнятно пробормотал, что-то вроде «рано тебе еще это знать, вот станешь  военным лётчиком -  всё узнаешь»,  сгрёб пацана и быстренько слез по стремянке от греха подальше. Мальчишка успокоился, больше вопросов не задавал, уже на земле подошел к контейнеру станции, посмотрел на обтекатель антенны,  и экскурсия закончилась благополучно. Долго потом техник не мог понять,  как так получается, что взрослый дядька  даже не подозревает о существовании катапультируемых кресел, а маленький мальчик задает такие вопросы? Ведь где-то он об этом слышал?! А станция эта была очень не простая, одна только приемная антенна может шокировать внешним видом  своей диэлектрической линзы даже почти 40 лет спустя (смотрится как начинка атомной бомбы):

Сорбция_антенна.jpg

 

Станция на самолете была установлена в двух контейнерах на обеих законцовках  крыла:

 

Сорбция_Су27.JPG

 

Вот сверху и увидел наш смышлёныш белую законцовку обтекателя приемной антенны станции  активных помех Л005С «Сорбция», после  чего начал задавать свои вопросы, хотя она прекрасно видна и снизу. История замалчивает, откуда пионер мог узнать про такие интимные подробности совершенно секретного на то время  радиоэлектронного оборудования.

Потом долго по ТЭЧи ходила эта байка, некоторые думали что это всё выдумка, но мне кажется такое выдумать невозможно.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НЭпойнял...

Уходя на тот свет, не забудь выключить этот...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за отличный рассказ.

Пишите ещё!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

В 1979 году я задавал молодому лётчику вопрос: а какая станция стоит на Вашем самолёте? ответ - очень секретная, вопрос - а на каких частотах она работает - ответ частоты лежат в сейфе под семью замками. Не сразу лётчик понял, что я спрашиваю про радиостанцию, и с облегчением сказал что Р-какая-то,  Разумеется я не знал что кроме обычной радиостанции там есть ещё и какая-то ещё, а вот лётчик, да ещё за границей, он почему-то сразу " о плохом подумал". Мне было 14 лет, и я уже был радиохулиганом :)

История поэтому мне очень понравилась.

 

Откуда мальчишка мог знать про РЭБ? тут и ходить далеко не надо, от отца или от друзей отца. 

Очень часто на невинный вопрос мальчишки офицер без задней мысли мог сказать "да это РЭБ", думая что ребёнок не въезжает, чисто машинально.  Но, среди нас были очень даже "въезжающие" ребёнки, которые после и оказались очень даже в теме Радио.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В свою бытность мне "удалось" руководить сборами лейтенантов прибывшими из училищ. Согласно плана сборов проводились занятия и на одном из приёмных центров нашей воинской части. Тема занятия была связана с мероприятиями по технике безопасности. Рассматривались  вопросы заземления постов, электрощитов, состояние электропроводки, организацию служебного места дежурного по приёмному центру и прочее... Сейчас уже и не вспомнишь подробности всех вопросов, но продолжительность пребывания на приёмном центре участников сборов составляло часов 6... Среди лейтенантов выпускников нашей специализации войск ОСНАЗ каким-то образом попали и 3 лейтенанта из центра "Десна" (десантура, наверное "СПЕЦНАЗ"). И вот я на следующий день занятий позволил себе несколько отклониться от программы занятий и провести своеобразный тест на наблюдательность будущих руководителей разведподразделений. Всего в тесте было 10 вопросов в которых входили вопросы про воинское звание дежурного по приёмному центру, цвет стен коридора приемного цента, количество разведывательных постов... А одним из вопросов я поставил лейтенантам вопрос про тип применяемых приёмных устройств. И вот десантники меня очень тогда удивили. Удивили до смеха охватившего собравшихся когда я начал оглашать результаты теста. Лейтенанты нашей специализации практически все правильно назвали Р-399 ("Катран" ) и Р-309А ("Прыжок"), а вот у десантников на вопрос "Тип применяемых приёмных устройств" было написано "Квадратный", второй написал "Прямоугольный". А третий очень просил найти и огласить его ответ... Когда я нашёл листок с его ответами то удивился ещё более. Там было написано "Металлический". В целом у остальных лейтенантов ответы были правильными процентов на 70 и только один из лейтенантов ответил правильно на 9 вопросов. В дальнейшем он продолжал свою службу на командном пункте одного из периферийных подразделений нашей части в Великом Дальнике.

Уходя на тот свет, не забудь выключить этот...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1979 году я задавал молодому лётчику вопрос: а какая станция стоит на Вашем самолёте? ответ - очень секретная, вопрос - а на каких частотах она работает - ответ частоты лежат в сейфе под семью замками. Не сразу лётчик понял, что я спрашиваю про радиостанцию, и с облегчением сказал что Р-какая-то,  Разумеется я не знал что кроме обычной радиостанции там есть ещё и какая-то ещё, а вот лётчик, да ещё за границей, он почему-то сразу " о плохом подумал". Мне было 14 лет, и я уже был радиохулиганом :)

История поэтому мне очень понравилась.

 

Откуда мальчишка мог знать про РЭБ? тут и ходить далеко не надо, от отца или от друзей отца. 

Очень часто на невинный вопрос мальчишки офицер без задней мысли мог сказать "да это РЭБ", думая что ребёнок не въезжает, чисто машинально.  Но, среди нас были очень даже "въезжающие" ребёнки, которые после и оказались очень даже в теме Радио.

Я  думаю Вы абсолютно правы, откуда мальчишка мог знать про РЭБ. Может даже ещё проще  - он подслушал разговоры старших на каком - нибудь застолье, а потом уже мог задать вопрос  про белые штучки на концах крыльев и получить машинальный ответ. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ребята, все мы - живые люди, и этим часто пользуются различные разведчики, раз уж про разведчиков  пошла речь. А застолья - ну это очень мягко сказано, когда в далёких гарнизонах есть множество очень молодых мужчин, умных, сильных, кто женат а кто и нет ещё, а спирт - ну просто рекой течёт.  И - как ни странно, его пили.  И думаю, что разговоры как сами возникали, так и провоцировались кем-нибудь, с целью узнать чего-нибудь.  Такие были тогда времена, что и стены уши имели.  Сейчас стены конечно ушей не имеют, уши свои каждый носит с собой, и не свои тоже :)

 

После таких шуточных замечаний, в которых только половина шуток, я хочу сказать. что прочитал, что сегодня оказывается день ИАРУ, и по-совместительству международный день радиолюбителя.  Это теперь радиолюбители не в почёте, а то в былые времена ими интересовались и ГИЭ, и все кто только мог и хотел и не хотел того. Престижное было занятие и престижная профессия радиста.  И кто застал и кто помнит, всех и поздравляю.  Полезное и интересное занятие было и даже ещё и есть.  Как бы с праздником, дорогие товарищи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу  упоминания употребления спирта  в советской армии, я вспомнил  забавный случай, произошедший в отдельном вертолётном полку в польском городе Легница в бывшей немецкой Нижней Силезии (Дольный Шлёнск в польской версии), где служил мой отец инженером полка по электронной автоматике. Случай это произошел лет 50 тому назад. В полку было 4 эскадрильи -2 вертолёты Ми-6А и две Ми-4АВ. На стоянках вертолётов была вооруженная охрана.  И вот на дежурстве одного взвода начали замечать, что зольдаты на стоянках находятся в нетрезвом состоянии. Причем при заступлении в караул всех придирчиво проверяли на предмет употребления и наличия во флягах спиртного. Все были трезвые и фляги только с водой. А после дежурства большая часть караульных была навеселе. Одновременно техники вертолётов Ми-4 начали замечать, что в опечатанных бачках со спиртом для  борьбы с обледенением остекления кабины вертолёта начал исчезать спирт. При этом летчики  противообледенительную систему не включали и спирт не расходовался.  Возникла непонятная ситуация. Пломбы  на горловинах бачков со спиртом целые, а продукт исчезает и личный состав пьяный и только  на дежурстве одного конкретного взвода. Первыми занервничали лётчики. Когда они начали требовать от техников причитающийся  по справедливости им спирт, то те начали разводить руками и говорить про непонятные чудеса. Мол не только излишков нет, но и по  документам мы уходим в глубокий минус! Дошло до командиров и те начали думать, что же делать. Когда удалось отцам-командирам завербовать  во взводе стукача,  все стало ясно. Один из караульных до армии работал на вертолётном заводе, где делали Ми-4. И там, очевидно, он подсмотрел, или старшие товарищи надоумили, как легко и просто можно доить опечатанный бачек со спиртом.  В бачке кроме заливной горловины и расходного патрубка есть ещё дренажная трубка, иначе бы спиртовой насос при расходе создал бы в бачке вакуум,  и резко бы упала его производительность.  Вот в эту трубку, слегка торчащую из брюха вертолёта,  и засовывал наш герой более тонкую ПХВ трубку и, пардон, отсасывал. А дальше из фляги выливались излишки воды,  и божественная жидкость перекочевывала в караульный  сосуд. Я не знаю, судьбу этого солдатика, но все вертолёты Ми-4 в полку после этих событий  модернизировали путём установки в дренажную трубку  спиртового бачка колена с  прямым углом. При попытке воткнуть в дренаж посторонний предмет, он утыкается в колено и до бачка не доходит. Справедливость была восстановлена. Спирт  опять получать начали причастные к процессу люди (лётчики и техники). Технология очень простая. Летчики после полетов в соответствующий журнал писали, что в воздухе включали противообледенительную систему, а техники честно списывали спирт  на штатную работу системы. Но при этом ни кто не превышал среднестатистический лимит расхода спирта и всех всё устраивало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коли речь пошла уже про спирт, то вспомнилась история случившаяся не со мной, а с одним из наладчиков ЕС ЭВМ работающего у нас в части по вопросу ТО нашей старушки из ряда ЕС ЭВМ. Авиацией конечно здесь и не пахнет, хотя ходили мы с самолётами в петлицах. Да и спирта я на месяц получал 13 с чем-то кГ. Как знают знатоки спирт со складов получается не литрами, а именно кГ, несмотря на то что он не твёрдый как уголь к примеру. И вот что рассказал мне однажды Володя, один из наладчиков внешних устройств ЕС ЭВМ. Работали они однажды на одном из вычислительных центров. Проводили ТО и жидкостями горючими которыми они пользовались для "протирки головок считывания и контактов ТЭЗов были изопропиловый и "технический" спирты. Для удобства пользования некоторое количество для "оперативного " применения  они держали в обычных гранёных стаканов. Знатоки наверное помнят эти предметы посуды. Ну и прикрывали эти стаканы они обычными 80-ти колоночными перфокартами. Знатоки наверняка помнят эти плотнокартонные прямоугольнички для ввода информации в ЕС ЭВМ да и не только. Ну и наладчикам, со слов Володи, практически всегда найдётся мужичок-помощничек  , назовём его условно, "Митяй", который всегда поможет подтащить куда нужно осциллограф, поднести в нужный момент соответствующий инструмент, да и вообще всегда быть "под рукой". День заканчивался и "Митяй" обратился к Володе с просьбой "рассчитаться" за оказываемую в течении дня помощь. Володя указал на подоконник где и стояли упомянутые ранее стакашки со спиртами. Изопропилового израсходовано было совсем чуть-чуть, а гидрашка был к тому времени изрядно "востребованным". Естественно "Митяй" и употребил ту жидкость которой больше было. Когда выявили "недостачу" сливая спирты в ёмкости для хранения то очень встревожились. Спали в гостинице тревожно... Утром заходили на вычислительный центр "совсем шёпотом" , вдоль стенок. И тут им на встречу вчерашний "Митяй" со словами "Хлопцы и шо це вчора було ?  Пока не выпил бутыльку шмурдяка, думал уже совсем концы отдам...". А радостные наладчики ему сразу полный стакан гидрашки наливать бросились, но "Митяй" наотрез отказался от такого угощения. Почему то до лета прошлого года я считал изопропиловый спирт конкретным ядом, от которого запросто ослепнуть можно. Но вот кладовщица одного из хранилищ в нашей Одессе разъяснила, что эта жидкость вполне приемлема,  но в несколько раз "алкоголичнее" чем обычный этиловый. Вот так век живи, а вот только в "пиньсонерском" возрасте истину познаешь. ;)

Уходя на тот свет, не забудь выключить этот...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...